?

Log in

Бьют все же и по паспорту - Как выжить и остаться собой в мире полицейской демократии

Sep. 9th, 2010

04:30 pm - Бьют все же и по паспорту

Previous Entry Share Next Entry

Когда я в 2004 году был на Майдане в Киеве (это была, конечно, несказанная удача, что повезло там тогда оказаться), то, среди прочего, внимание привлекла растяжка «Украина – не Россия». От Майдана не осталось ничего, кроме памяти; как известно, в пятом туре растянувшихся на пять с лишним лет президентских выборов тот, против победы которого стояли тогда на морозе десятки тысяч киевлян и гостей украинской столицы, стал-таки президентом Украины. Тут, конечно, самое время поговорить о том, где будет какой флот в 2041 году, но мне это, прямо скажу, совершенно безразлично. Закончившийся сегодня суд над Александром Володарским беспокоит меня много больше.



Приговор, вынесенный Саше Володарскому, очень похож на те, которые выносит гражданским активистам и нынешняя российская власть: он – обвинительный, с одной стороны, но не сопряженный с реальным сроком лишения свободы, с другой. Саша, правда, уже провел в тюрьме полтора месяца, и можно порадоваться хотя бы тому, что дело на этом закончено. Я уверен, что сага о том, как мужчина был осужден судом за факт имитации акта телесной близости (девушку-соучастницу никто юридически не преследовал), займет не последнее место в истории борьбы за высвобождение телесности от гнета церковно-государственного деспотизма.




Саша Володарский с соучастницей готовятся к совершению преступления, Киев, 2 ноября 2009 года


Не успел я порадоваться за Сашу, верно процитировавшего применительно к себе ремарку «Ну что, подсудимый, вы только что буквально соскочили с намыленного хуя», как тревожные вести пришли и из России. Некоторые знают, что я так нежно и трепетно отношусь к 282-й статье УК РФ, что довольно большой текст ей посвятил в последнем, 72-м, номере «Неприкосновенного запаса». Кажется, я более или менее в курсе, чем эта статья грозит. Но в жизни всегда есть место новым открытиям.

Вряд ли кто сегодня помнит, что после прошедшей 1 апреля 2000 года акции «Не верь глазам» было возбуждено уголовное дело против Олега Мавроматти – художника, кинорежиссера и оператора (в 2001 году его фильм «Выблядки» получил гран-при на фестивале «Dreamcatcher» в Киеве), в прошлом – лидера волгоградской художественной группы «Танец жирафа», редактора панк-журнала «Будущего нет» и активиста Национал-большевистской партии. Акция эта проводилась во дворе Института культурологии, напротив Храма Христа Спасителя, и состояла в распятии художника – самого Олега Мавромати – на кресте Т-образной формы. На его спине была вырезана фраза «Я не сын божий»; 23 сентября 2000 года Олег Мавроматти снял «второй дубль» своей акции в галерее Марата Гельмана. Прокуратура Москвы возбудила против Олега Мавроматти дело по той самой ст. 282 УК РФ. После возбуждения против него уголовного дела Олег Мавроматти, как прежде и Авдей Тер-Оганьян (с которым его сравнивали), в спешном порядке покинул Россию, перебравшись вначале в Болгарию, а оттуда, спустя несколько лет, в США. Жил он при этом с российским загранпаспортом.




Олег Мавроматти в момент совершения расследуемого деяния, 2000 год

Загранпаспорта имеют скверную привычку «заканчиваться». Государства всегда выдают их на какой-то срок, чтобы иметь возможность держать своих лояльных подданных на коротком поводке. Чтобы когда граждане перестанут быть лояльными подданными, тут же лишить их права на свободу передвижения. Ибо, лишив того или иного имярека этого права, куда проще лишить его и всех остальных прав: у Володарского тоже первым делом отобрали загранпаспорт, нечего по Германиям бегать, Печерский районный суд – он здесь.

Итак, когда Олег Мавромати обратился 6 сентября в российское консульство в Софии с просьбой о выдаче нового российского паспорта, то получил отказ под предлогом того, что он находится в розыске по той самой 282 статье (вот здесь можно послушать диалог с консулом на эту тему с угрозами международного розыска). Когда ему выдавали паспорт пять лет назад, то никаких проблем не было, а сейчас загранпаспорта гражданам России, постоянно проживающим заграницей, выдают через ФСБ. Вследствие чего известный художник и видеорежиссер оказался в невесомости; ему нужно ехать в Нью-Йорк, а не на Колыму, в Таганский или в Печерский суд, но ФСБ очень хочет поговорить с ним, и почему-то не в Нью-Йорке.

Российские власти (Алексей Плуцер ласково называет их упырями в погонах) не оставляют Олегу Мавроматти иного выбора, кроме как обратиться в американское посольство в Болгарии с просьбой о получении политического убежища. Зачем? Не проще ли выдать ему новый загранпаспорт?

Comments:

[User Picture]
From:corneliu
Date:September 9th, 2010 02:07 pm (UTC)
(Link)
агранпаспорта гражданам России, постоянно проживающим заграницей, выдают через ФСБ

мне в мае в москве загранпаспорт тоже выдавали через ФСБ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:alek_epstein
Date:September 9th, 2010 02:14 pm (UTC)
(Link)
ну, видите, какая модернизация ((

но вам хоть выдали, Слав... а вот Олегу Мавроматти - не выдают...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:corneliu
Date:September 10th, 2010 07:17 am (UTC)
(Link)
наверное из коммента не вполне понятно - ничто в моих документах не свидетельствует о том, что я постоянно проживаю в Украине, официально паспортный стол расценивал меня как постоянно проживающего в Москве.

т.е., то ли ФСБ проверяет вообще всех, подающих на загранпаспорта, то ли выборочно по каким-то своим соображениям, но в любом случае проживание заграницей тут кажется не при чем.

ну что, по-моему Олегу (я его знал шапочно во времена НБПшного активизма году эдак светлой памяти в 1998-м) да стоит с чистой совестью просить убежища, случай вполне очевидный, думаю, должны дать. а с американским орлом в кармане в Большом Мире живется имхо комфортнее, чем с византийским, наверное, потому что византийский - двухголовый мутант.

против меня тоже в свое время пытались возбудить дело по 282-й, меня приглашали в прокуратуру в рамках предварительного расследования. я уже не помню точно, кажется, дело было еще до последних изменений в 282-й (в 2004 - 2005 году дело было кажется - просто против меня несколько раз по разным статьям пытались возбуждать, и я уже не помню, когда это была 282-я, а когда - "клевета", "дискредитация органов власти" и что-то такое), то ли я удачно отмазывался, то ли мне повезло (кажется, следователь мне по-человечески симпатизировала - давала документы из дела читать, которые типа как не должна была давать, и вообще мы мило общались), но для меня это был скорее познавательный опыт, чем что-то действительно чем-то чреватое

пока я писал очередную объяснительную или как там оно называется, следователь смотрела в окно и рассуждала о понаехавших черных. я отрывался от бумаги и объяснял ей, что так нельзя говорить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:alek_epstein
Date:September 10th, 2010 08:03 am (UTC)
(Link)
Я надеюсь, Слава, Ваши услуги лектора по развитию толерантности оплачивались по вышему тарифу))

Про то, что и россиянам, постоянно живущим в России, загранпаспорта оформляют через ФСБ, я, действительно, не знал. Скверно вдвойне тогда...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:alek_epstein
Date:September 11th, 2010 08:50 am (UTC)
(Link)
нам тут тоже, тем, кому это нужно

Вот интервью российского консула в Тель-Авиве В.А. Юкалова:

"Так как с 1 мая 2009 года вступил в силу Административный регламент, который поменял всю схему оформления паспортов. Если раньше граждане, которые постоянно проживали в Израиле и состояли на учете в нашем консульстве, не имея постоянной регистрации в России, могли получить паспорт в течение нескольких дней, то сейчас, в связи с введением Административного регламента, абсолютно на всех граждан – независимо от того, прописаны ли они в России или нет, направляются документы в Консульский департамент МИД для согласования вопроса выдачи паспортов с компетентными органами Российской Федерации.

Давайте сразу уточним, что мы называем "компетентными органами"?

В соответствии с Административным регламентом – Федеральная служба безопасности. То есть мы направляем запрос в Консульский департамент Министерства иностранных дел, а дальше он идет в ФСБ. Консульство в данной ситуации выступает в качестве "почтового ящика".

...

Если не секрет, в каких случаях ФСБ проверяет тот или иной документ?

Тут никакого секрета нет. Федеральная служба безопасности проверяет абсолютно все документы, поступающие из всех российских консульских точек в мире".

http://newsru.co.il/israel/10feb2010/yukalov_101.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:nelfstor
Date:September 9th, 2010 02:53 pm (UTC)
(Link)
Кстати, я вспомнил один сюжет, который в Америке происходил. Там на парковке около колледжа пожилая пара в машине (!) решила заняться деянием, да так, что машина запрыгала. Вот им а-та-та тоже устроили, детали не помню.

И вот, хотя, в целом ты прав, наверное, но сколько существует тем, ну куда более очевидного нарушения закона властями.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:alek_epstein
Date:September 9th, 2010 03:02 pm (UTC)
(Link)
Кирюш, меня волнует судьба нетривиальных людей в данном случае. Я тут больше о них, чем о соблюдении властями ими же написанных законов говорю
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:nelfstor
Date:September 9th, 2010 03:08 pm (UTC)
(Link)
Если честно, то я едва ли улавливаю связь между судьбой этих нетривиальных людей, и многих других, может быть не таких нетривиальных, но неплохих.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:alek_epstein
Date:September 9th, 2010 03:10 pm (UTC)
(Link)
я не уверен тоже, что такая связь есть

мне судьбы нетривиальных людей, в частности, Мавроматти и Володарского важны сами по себе
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:yozhik_
Date:September 9th, 2010 03:45 pm (UTC)
(Link)
Вот зачем теперь паспорта отсылают в ФСБ...
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:alek_epstein
Date:September 9th, 2010 05:25 pm (UTC)
(Link)
да, Женя, проверят Вас по 282-й статье...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:scythean
Date:September 9th, 2010 06:15 pm (UTC)
(Link)
Жалко доброго человека. Руки-то он хоть вылечил после этого скандального самокола?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:halfaman
Date:September 9th, 2010 06:24 pm (UTC)
(Link)
Круто, что ты об этом написал!
Спасибо большое.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:alek_epstein
Date:September 9th, 2010 06:25 pm (UTC)
(Link)
Антон, спасибо тебе большое на добром слове.

Если бы это еще помогало хоть как-то...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:halfaman
Date:September 9th, 2010 06:33 pm (UTC)
(Link)
Боюсь, Олегу придется из-за этой дурной истории долго проторчать в Болгарии.
Кароче
Курица не птица Украина не заграница.
Курица не птица Болгария не заграница.
Везде одно и тоже.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:halfaman
Date:September 9th, 2010 06:34 pm (UTC)
(Link)
А ты видел проект мавроматти для инфраструктуры.
как раз на эту тему...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:ne_da
Date:September 9th, 2010 08:44 pm (UTC)
(Link)
спасибо за материал!
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:alek_epstein
Date:September 9th, 2010 08:45 pm (UTC)
(Link)
спасибо большое за аудиозапись, на которую я поставил линк, сил и удачи!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:ne_da
Date:September 9th, 2010 08:49 pm (UTC)
(Link)
в связи с новым поворотом событий, по совету адвоката попросили временно заблокировать файл, завтра разморожу
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:alek_epstein
Date:September 9th, 2010 08:50 pm (UTC)
(Link)
что за новый поворот? я прослушал это у Вас час назад.

может, мне заскринить пост пока?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:nibaal
Date:September 10th, 2010 05:23 pm (UTC)
(Link)
А почему в американское, а не британское, например? Со Штатами у РФ есть договор о выдаче, а с туманным Альбионом - нету:))
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:alek_epstein
Date:September 10th, 2010 05:26 pm (UTC)
(Link)
тоже хорошая мысль
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:qwerrewq
Date:September 12th, 2010 03:21 pm (UTC)
(Link)
по этой ссылке собираются подписи в поддержку олега мавроматти, которого хотят экстрадировать из болгарии по 282 за акцию когда он распинал себя на кресте рядом с культуреым центром "арт-стрелка".
http://www.ipetitions.com/petition/olegmavromati/
просьба всех поддерживающих подписать и максимально широко распространить эту информацию.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:alek_epstein
Date:September 12th, 2010 03:29 pm (UTC)
(Link)
да, Антон, я уже подписал
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:besttoday
Date:September 23rd, 2010 11:42 am (UTC)
(Link)
Уважаемый alek-epstein!

Ваш пост признан интересным и добавлен в сюжет "282 Мавромати" на сайте "BesTToday.ru: лучшее в блогах": http://besttoday.ru/

Ваш пост можно найти по адресу: http://www.besttoday.ru/subjects/242.html
(Reply) (Thread)